ЭРУДИЦИЯ КАК ЦЕННОСТЬ В ЦИФРОВУЮ ЭРУ
Аннотация. В данной статье мы рассмотрим эрудицию как общегуманитарную и общеинтеллектуальную ценность и ее аксиологическую специфику в современном мире.
Ключевые слова: эрудиция, цифровая эра, образование, информация.
Современный цифровой мир с его технологическими условиями, а также сопутствующая его развитию геополитическая и социально- экономическая ситуации выдвинули на передней план ряд прагматических ценностей (технологические, финансовые и пр.), которые если не отодвинули на второй план ценности общечеловеческие, гуманитарные, то по крайней мере встали с ними в один ряд, предоставляя человеку выбор при аксиологической рефлексии, который сегодня, в виду рядя условий всё чаще падает именно на прагматику. Между тем гуманитарные ценности по-прежнему лежат в основе успешного функционирования человека в социальной среде.
Всего лишь несколько десятилетий назад при отсутствии единого электронно-сетевого пространства, делающего доступной всегда и везде практически любую информацию, в том числе и академическую; под общем интеллектуальным развитием понималась в первую наличие большого количества знаний из разных областей, то есть широкий кругозор, высокий уровень эрудиции [1]. Подобно тому, как золото – далеко не самый красивый и очень непрактичный металл – является ценным только в виду своей редкости, так и даже не имеющая практического значения информация представлялась значимым багажом в жизни человека в виду её относительной труднодоступности. Человек, обладавший широким кругозором, вызывал уважение в независимости от своей социальной и профессиональной траектории, и назывался эрудитом. На метафорической основе в русском языке появилось выражение «ходячая энциклопедия», обозначающая интеллектуально развитого, начитанного и эрудированного человека.
В этой метафоре по сути заключается основная когнитивно- ценностная ориентация ушедшей доцифровой эпохи. Энциклопедия содержит в себе в основном фактическую информацию, без суждений, взглядов, мнений, умозаключений и выводов авторов статей, расположенных в ней. Прежде знания фактов о мире было вполне достаточным для признания в качестве интеллектуала; сегодня же когда помещающееся в кармане любого ребенка или студента электронно- сетевое устройство «знает» в тысячи раз больше даже самого уважаемого профессора или академика, общие знания о мире сами по себе перестают казаться чем-либо эксклюзивным, теряют свою «магию», а, следовательно, и социальный статус [2]. Лёгкая доступность понижает мотивацию к получению знаний: человек так устроен, что больше хочется того, чего нет, лучше там, где его нет, или было лучше в те времена, которых сейчас уже нет.
Однако вывод о том, эрудиция в современном обществе не нужна был бы не правильным. Сегодня нужно и ценно нечто большее, чем знания: умения оперировать ими: умение оценивать, отбирать, сопоставлять, сжимать информацию, умение выделить основное, умение критически воспринимать информацию, формировать свою собственную точку зрения, умение аргументировать своё мнение, умение посмотреть на проблему под новым углом и т.д. Все эти умения приносят пользу не только в учебной и профессиональной деятельности, но и делают человека интересным собеседником, гарантируя ему отсутствие банальности, наделяя человека речевой оригинальностью.
Человек, который имеет собственное, пусть даже спорное мнение и может интересно аргументировано его обосновать, в большинстве случаев является более интересным собеседником, чем тот, кто говорит классические истины и общепризнанные правильные вещи. Человек, умеющий по-новому посмотреть на проблему, под новым углом поставить вопрос – интересный собеседник вдвойне. Доступность информации, лёгкость получения ответов на интересующие вопросы в Интернете, равно как и инновационность как когнитивная ориентация современного мира привели к тому, что вопрос, постановка вопроса становится чаще ценнее, чем ответ на него.
Человек, умеющий поставить новый актуальный вопрос задумывается сам и заставляет задуматься окружающих, выступая тем самым источником личностного развития других, а, следовательно, и общества. Итак, мы видим, что эрудиция как ценность в современном прагматичном мире не теряет аксиологию, но несколько видоизменяет её – от эрудиции как набора знаний самого по себе к умению оперировать ими и осуществлять рефлексию на этой основе, что напрямую подводит к анализу такого понятия как информационная компетенция современного человека и фактически служит её мотивировкой для современного социально-гуманитарного и педагогического дискурса.
Список литературы
- Головяшкина М.А. Мобильные электронные устройства как объективные предпосылки нового этапа развития дидактики в 2010-2020 годах / М.А. Головяшкина // Образовательные ресурсы и технологии. - № 2. - С. 26-32.
- Потатуров В.А. Плоды и издержки современных образовательных технологий / В.А. Потатуров // Образовательные ресурсы и технологии. 2017. - № - С. 7-14.
- Рыбакова Н.А. Роль ИКТ-компетентности преподавателя вуза в профессиональной деятельности / Н.А. Рыбакова // Информационные технологии в науке, образовании и производстве. - - С. 308-314.