Социально-коммуникативные условия цифрового общества и развития личности в пространстве новой эпохи
Аннотация. В статье рассматриваются основные социально-коммуникативные условия, влияющие на характер социальных отношений в процессе цифровизации образовательных систем. Рассматриваются конкретные особенности цифрового взаимодействия и обозначаются проблемы, возникающие с учетом его специфики. Показывается, что цифровизация приводит к информационной насыщенности общества, что не всегда означает насыщенность содержательную.
Ключевые слова: коммуникация, цифровизация, социальная среда, информация, образование, цифровой след, постиндустриальное общество
В процессе дискурса по проблемам развития цифрового образования важным представляется понимание того, что цифровое общество как исторический этап не является эквивалентным эпохе технологий и информационных технологий, а выступает её этапом, логически наступившим с развитием цифровых способов хранения и в особенности передачи информации. Последнее сделало информационные потоки в сотни тысяч раз более интенсивными и насыщенными, при этом информационная насыщенность не всегда означает насыщенность содержательную.
В качестве ещё одной существенной черты цифрового общества, возможно, выделить учащающееся социальное взаимодействие людей при помощи цифровых средств, что делает всевозрастающим как процент времени пребывания человека в электронно-сетевом пространстве, так и частотность выхода в него. Последнее стало возможно с появлением общедоступного мобильного интернета, а также с развитием и ростом доступности устройств, дающих доступ к нему и по функциональным свойствам эквивалентным (а в последнее время иногда превосходящим) компьютер – речь идёт о смартфонах и планшетах.
Действительно, цифровые технологии хранения и передачи информации появились и стали развиваться ещё в прошлом веке, однако Интернет как основной ресурс её получения утвердился в нашей стране именно к середине 2000-х и, начиная с этого времени, цифровые технологии стали переходить от функционала информационных к информационно-телекоммуникационным [1]. Вехой в данном технологико-функциональном сдвиге выступает появление социальных сетей – первых пространств, изначально задуманных как способ поиска старых знакомых, друзей для восстановления утраченных социальных контактов и поддержания их.
Однако известно, что основным способом поддержания социальных контактов является активное общение. С учётом объективной занятости современного человека, вызванной ускоряющимися темпами жизни и интенсивностью социального пространства, поддержание контактов вне виртуальной среды для взрослого человека представляет объективную сложность. Эта проблема разрешилась сама собой посредством превращения социальных сетей в коммуникативную среду. Эта же трансформационная парадигма к началу 2010-х годов затронула и весь Интернет в целом, благодаря чему он стал в равной степени и информационной и телекоммуникационной средой. При этом в настоящее время к началу 2020-х годов сетевая коммуникация для многих людей превращается из способа получения/обмена информацией в самоценный способ препровождения времени, при котором обмен информацией ценен как процесс без относительно её результативной пользы [5].
С технологической точки зрения этот стало возможно с развитием мобильного Интернета и цифровых устройств, позволяющих не просто получать доступ в сеть в любых пространственно-временных условиях, но и активно пользоваться ею за счёт расширяющегося функционала и растущей эргономичности мобильных устройств.
Подытоживая приведенные выше размышления, мы можем выделить следующие этапы развития цифрового общества в нашей стране:
1) конец1990-х годов – начало активного распространения цифровых носителей информации и появление Интернета, что фактически стало первыми предпосылками к его зарождению;
2) начало-середина 2000-х – установление Интернета как основного информационного ресурса;
3) середина 2000-х – начало 2010-х – активное развитие социальных сетей как микропросранств в единой электронной макросреде, что привело к фактическому изменению её функционала от сугубо информационного к информационно-телекоммуникационному;
4) начало-середина 2010-х – распространение и рост доступности высоко функциональных мобильных цифровых устройств, а также безлимитного мобильного Интернета, что обеспечило возможность постоянных контактов человека с цифровой средой или же вовсе постоянного нахождения в ней.
Широко известно, что общество как система социальных субъектов подразумевает не только их общение, но и взаимодействие на этой основе. С середины 2010-х годов активное развитие сетевых сообществ, групп, а также распространение мессенджеров, позволяющих создавать эти группы и взаимодействовать в них, решая, в том числе профессиональные вопросы, позволяет говорить о новом этапе цифровой эры – эпохи электронносетевых взаимодействий, при котором процесс общения приводит к результативным социальным действиям, решениям, идеям и пр. Так можно говорить о том, что жизнь человека наполняется не только цифровым общением, но и «цифровыми» событиями, что позволяет говорить уже о полноценной «цифровой модели» существования параллельно с естественной реальностью. Такое положение вещей и совокупность условий приводит к тому, что сетевая коммуникация из обмена информацией превращается в образ жизни многих современных людей. Это уже в свою очередь позволяет говорить о полноценном установлении цифрового общества везде, где у человека есть выход в единую глобальную сеть.
Из приведенного выше краткого обзора основных поворотных моментов развития отчётливо видно, что за каждые пять лет (ничтожно малый отрезок даже в локально-историческом измерении) цифровые технологии не только количественно развиваются в плане производительности, но и претерпевают качественные функциональные изменения, благодаря которым электронная цифровая коммуникация и интеракция максимально приближаются к реальному социальному взаимодействию. При этом наблюдается явное сближение электронного и естественного пространств в контексте единой социальной среды.
Действительно, широко известно, что цифровизации к настоящему времени подверглись уже практически все социальные институты, при этом многие социальные процессы и отношения их субъектов осуществляются в большей степени на электронно-цифровой и сетевой основе. Не является исключением в данном случае и образование, в том числе и высшая школа.
К моменту наступления третьего десятилетия нашего века на пересечении естественной и электронной социальных плоскостей сформировались ряд условий, детерминирующих протекание и развитие социально-коммуникативных и субъектно-институциональных взаимодействий, непрерывно осуществляющихся в едином пространстве цифрового социума.
Под социально-коммуникативными условиями в данном случае мы понимаем ряд объективных технологически и социально-обусловленных детерминант развития как межличностного, так и институционального взаимодействия людей в эпоху конвергенции естественной и сетевой реальности посредством мобильных общедоступных цифровых устройств [3].
На особенности социальных взаимодействий в цифровом обществе влияют, по нашему мнению, и другие его ключевые характеристики состояния, окончательно утвердившиеся к XXI веку, а именно информационное общество, постиндустриальное общество (общество услуг) и общество потребления. Известно также, что с экономической точки зрения к категории услуг относится и образование, особенно это касается высшего образования, существенная доля программ которого реализуется сегодня на платной основе. Если информационность общества в целом напрямую коррелирует с цифровизацией в рамках технологической парадигмы, поскольку цифровые технологии являются информационными, то постиндустриальность и потребительство реализуются в цифровом пространстве именно посредством общения как его основной черты, социального условия и одновременно продукта.
Действительно, сложно спорить с тем, что сегодня коммуникация – не только обязательный спутник оказываемых услуг, но и фактически продукт, производимый наряду с ними. Так можно говорить об определённых признаках потребления не только услуг, но и самой коммуникации. Не являются исключением и образовательные взаимодействия, осуществляемые в цифровом пространстве высшей школы.
При обозначенной социальной конъюнктуре основными социально-коммуникативными условиями начала цифровой эры можно назвать следующие.
Полная пространственно-временная независимость коммуниканта. Общеизвестно, что современные мобильные устройства делают возможность выхода в цифровое пространство не просто лёгкой, а мгновенной. Такое устройство в наше время едва ли постоянно находится непосредственно при человеке, подобно носовому платку, ключам, кошельку и пр. Возможность начать взаимодействие отовсюду и когда угодно, создаёт иллюзию, что человек (в том числе представитель организации), с которым коммуникант собирается вступить во взаимодействие, тоже всегда и везде доступен для общения. Ускоряющиеся темпы коммуникации в лавине расширяющихся информационно-сетевых потоков создают у человека эффект нетерпения в ожидании ответной коммуникации и желания получить также если не мгновенный, то по крайней мере максимально быстрый ответ. Действительно, в отличие от традиционной почты электронные письма, сообщения доходят мгновенно, что, впрочем, отнюдь не означает мгновенную готовность второй стороны вступить в социальное взаимодействие, в особенности, если ответ требует размышления либо решения какого-то вопроса. Этот эффект особенно хорошо заметен при институциональной коммуникации, поскольку множится на отношение к коммуникации как к услуге. Не является исключением в данном случае и образовательная среда.
Цифровой след. Известная фраза из песни о том, что «ничто на земле не проходит бесследно», нагруженная изначально философско-метафорическим смыслом приобретает прямую коннотацию применительно к цифровой электронно-сетевой коммуникации. С технической точки зрения последняя представляет собой обмен данными, которые остаются в цифровой среде в том числе и в соответствии с требованиями современного законодательства, причем существенная часть данных сохраняется на просторах Интернета в свободном или частично свободном доступе. Совокупность данных, которые оставляет человек в сетевом пространстве посредством реализованных речевых актов принято называть цифровым следом. К цифровому следу также относится размещаемая и передаваемая человеком информация о себе в фото и видео формате, а также запросы, которые пользователь оставляет в сети. Последние, впрочем, имеют весьма косвенное отношение к коммуникации как взаимодействию. Цифровой след подразумевает значительно большее количество свидетелей и (или) потенциальных свидетелей коммуникации и социального взаимодействия нежели ситуация, когда последние происходят непосредственно в присутствии друг друга. Именно по этой причине достаточно редко языковое оформление общения человека (называемое в лингвистике «языковая личность»), совпадает в цифровом и в естественном мире, поскольку в первом случае понимание того, что «что написано пером, то не вырубишь топором» является перманентным, тем более что на сегодняшний день цифровая коммуникация реализуется в основном в письменном виде.
Отсутствие невербального общения как особенность реализации социальной сетевой коммуникации непосредственным образом вытекает из последнего тезиса. Фактически это означает отсутствие непосредственного контакта, при котором человек не видит невербальных компонентов выражения реакции собеседника, не чувствует или неправильно чувствует, какое отношение вызывают продуцируемые слова и фразы, что тоже накладывает серьёзный отпечаток на коммуникацию причем достаточно часто в отрицательном смысле этого слова.
Многоканальность и многопоточность коммуникаций и социальных взаимодействий. В технологическом облике мира 2010-х годов отчётливо наметилась, а к концу десятилетия – в полной мере сформировалась ситуация, когда среднестатистическому человеку становится доступно всё больше цифровых устройств и сервисов для электронно-сетевой коммуникации. Это увеличивает активность последней, что в свою очередь приводит к росту числа социальных контактов. Зачастую приходится сталкиваться с ситуацией, когда у человека нет возможности сконцентрироваться на информации, поступающей по одному каналу. Поколение XXI века, нужно признать, достаточно ловко справляется с интенсивной коммуникацией в подобной среде, однако, это утверждение будет в полной мере справедливым, только если речь идёт о сборе и передачи информации, но не о её осмыслении. Между тем образовательная деятельность невозможна без осмысления информации, даже при наличии у обучающегося всех компонентов информационной компетенции, отвечающих за операциональные действия с ней.
Интенсивность и насыщенность коммуникаций как прямое условие и одновременно следствие, вытекающее из предыдущего – другая черта цифрового общества. Цифровая коммуникация требует от человека меньшего эмоционального, душевного, а иногда и интеллектуального напряжения, по причине чего в образовании тоже возникает ряд противоречий, о которых будет рассказано далее. К 2020-м годам в английском языке, появилось модное и актуальное в этом контексте слово «детокс» (detox), которое фактически переводится как «разгрузка» (в данном случае имеется в виду «цифровая разгрузка»). В настоящий момент наблюдается процесс заимствования данного слова русским и другими языками, что позволяет говорить о мировой актуальности феномена. Тот факт, что примерно через десять лет после становления эпохи насыщенных коммуникаций мир постепенно начинает заговаривать о прямопротивоположном явлении – вероятный индикатор того, что психофизиология человека имеет природный предел в операциях с информацией в отличие от технических средств, возможности которых расширяются каждый год.
Выявленные закономерности и условия социально-коммуникативных взаимодействий в современном мире позволяют говорить о том, что эпоха электронно-сетевых технологий, во-первых, делает их более свободными в пространственно-временном измерении; а во-вторых – существенно влияет на сознание и коммуникативно-обусловленные психические процессы субъектов общения, что определённым образом влияет на коммуникативные стратегии и ситуативные способы решения коммуникативных задач в процессе социального (в том числе институционального) взаимодействия.
Подобные условия и сопутствующие им технологические, коммуникативные и субъектно-поведенческие трансформации затрагивают и систему образования, в том числе университетского. Нужно отметить, что в данной социальной системе, представляющей собой особую субъектнокоммуникативную среду, подобные изменения видны особенно чётко. Это происходит, по нашему мнению, по следующим причинам.
Технологичность современной университетской среды, которая всё в большей мере становится средой электронно-сетевой – особым информационно-образовательным пространством. Инновационно-обусловленное изменение технологического облика университетов логически вытекает из понимания образования как социального института, основная функция которого – передача накопленного социум опыта. С учетом того, что в XXI веке значительную часть данного опыта составляет инструментально-технологический, образование в принципе не может отставать в этом аспекте от социальной среды в целом. Более того, в инновационном плане оно будет эффективным только в случае опережения последней. Именно по этой причине современные университеты представляют собой не просто образовательные учреждения, реализующие определённый набор академических программ. Они выступают инновационными площадками – центрами стечения актуальнейших и наиболее перспективных цифровых разработок с непосредственным внедрением последних в локальный образовательный процесс для повышения его качества и эффективности и перспективы выхода команд разработчиков на глобальный уровень.
Информация как основной предмет социальных взаимодействий в образовательном пространстве. Согласно современным представлениям, «продуктом» образовательной деятельности выступают компетенции обучающихся – сложные многокомпонентные культурно-дидактические единицы, обеспечивающие реальную возможность успешного взаимодействия профессиональна в социокультурной и профессионально-экономической среде. Связующим элементом психологического, социального, культурного, языкового и других компонентов компетенции выступает знание. В основе знания в свою очередь лежит информация, по своей сути знание есть осмысленная, личностно-принятая информация, ставшая составляющей частью мировоззрения человека. Из этих тезисов вытекает сущностная роль информации в образовании. Информационно-коммуникационная среда сегодня выступает «кровеносной системой» несущей, доводящей и распределяющей информацию среди субъектов образовательного процесса.
Принципиальным является тот факт, что получение информации человеком, являясь условием получения знания, автоматически не означает и не гарантирует получения знания. Именно поэтому технологического прогресса для образовательной системы недостаточно для эффективного формирования компетенций, которые в конечном итоге являются личностно и сознательно-обусловленными явлениями, требующими именно психолого-педагогического влияния и социокультурного влияния. С другой стороны, цифровая среда с присущими ей перечисленными выше особенностями социально-коммуникативного взаимодействия накладывает существенный отпечаток на эти воздействия, ввиду чего ключевые образовательные процессы в современной университетской среде претерпевают некоторые изменения и приобретают ряд противоречий, исследования которых представляется персептивным вектором и одновременно продолжением данного исследования.
Литература
- Алексашина Т.В., Богомолова М.И. Межкультурный аспект в социально-экономическом развитии регионов // Потенциал роста современной экономики: возможности, риски, стратегии Материалы V международной научно-практической конференции. Под редакцией А.В. Семенова, М.Я. Парфеновой, Л.Г. Руденко. 2018. С. 66-71.
- Богословский В.И., Бусыгина А.Л., Аниськин В.Н., Аниськин С.В. Формирование информационной культуры студентов в процессе обучения в педагогическом университете // Информационные технологии в социальной сфере Материалы VI международной научно-практической конференции. 2018. С. 3-6. Богословский В.И., Бусыгина А.Л., Аниськин В.Н. Концептуальные основы высшего образования в условиях цифровой экономики // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 223-230.
- Горбунова О.Ю., Тараносова Г.Н. Интегративная модель системы формирования профессиональной переводческой компетентности переводчиков с французского языка на русский // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков К 80-летию профессора Л.И. Корниловой: сборник материалов. 2018. С. 261-274.
- Тараносова Г.Н., Якушева Т.С. Формирование межкультурной коммуникации преподавателей вузов в системе дополнительного образования // Балтийский гуманитарный журнал. Т. 7. № 2 (23). С. 371-375.