ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК ОСНОВА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ
Импортозамещение – это тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на обеспечение безопасности государства посредством защиты внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. Основной характеристикой политики импортозамещения является новая индустриализация (реиндустриализация) экономики с использованием дифференцированного ограничения импорта. Проведение политики импортозамещения предполагает создание искусственных стимулов (внешнеторговых, валютных, технических, административных и т.д.) для развития отдельных отраслей отечественной промышленности с целью повышения их конкурентоспособности на внутреннем рынке.
Приоритетными задачами импортозамещения являются:
- создание преференций для отечественной промышленной продукции в рамках госзакупок;
- стимулирование экспорта готовой промышленной продукции в противовес экспорту сырья;
- применение различных регулирующих мер с целью на правления денежных потоков на инвестирование импортозамещающих структурных сдвигов в промышленности.
Реализация политики импортозамещения имеет крайне важное стратегическое значение. Импортозамещение – это локальная задача в рамках реализации стратегии реиндустриализации (новой индустриализации) России.
Необходимыми инструментальными задачами (элементами) импортозамещения являются:
- создание широкой сети индустриальных (промышленных) парков и кластеров, поддерживаемых государством в виде преференций и налоговых льгот;
- распространение таких институтов как центры трансфера технологий, инновационно-технологические, инжиниринговые компании, информационно-аналитические центры и центры коллективного пользования оборудованием и т.п.
Реализацию стратегии импортозамещения надо начинать с развития производства. Именно рост промышленного и сельскохозяйственного производства, а не инфляцию, нужно таргетировать. Но он невозможен при нынешней денежно-кредитной политике Центробанка, из-за которой деньги уходят из реального сектора и перетекают в сферу финансовых спекуляций (а у нас и так уровень монетизации промышленности составляет примерно 2%). Ни в одной развитой стране мира нет подобной свободы для валютных спекулянтов. При этом, контроль курса национальной валюты является конституционной обязанностью Центробанка.
Сегодня российская экономика продолжает пребывать под двойным ударом. С одной стороны, рестриктивная денежно-кредитная политика. Вслед за резким сжатием кредита наступает резкое сокращение инвестиций, (которые, кстати сказать, уже у нас в минусе). В результате всего этого происходит падение производства на фоне высокой и растущей инфляции (так как все эти дополнительные издержки и риски будут переноситься на цены). И второй удар – это рестриктивная бюджетно-налоговая политика, когда из экономики налогов изымается больше, чем государство их возвращает, в том числе для развития.
Реализация политики импортозамещения предполагает наращивание объемов производства промышленными и сельскохозяйственными предприятиями. А это невозможно в условиях падения потребительского спроса (вследствие падения реальных доходов населения) и недоступности кредитов (ставки по кредитам доходят до 40% и выше). А в условиях, когда доходность валютных спекуляций многократно превышает ключевую ставку, не приходится надеяться и на инвестиции в реальный сектор (прежде всего в промышленность и сельское хозяйство). Доходность банков от игры на курсах валют достигала 400% годовых (не один другой сектор экономики не обеспечивает и близкую доходность).
В настоящее время в России происходит сжатие производственных инвестиций на фоне недогруженных производственных мощностей (загрузка производственных мощностей в обрабатывающей промышленности в России колеблется от 40 до 80%, в машиностроении же вообще редко где превышает 50%). По оценкам Советника Президента РФ, в России можно на 40% увеличить объем выпуска промышленной продукции на уже имеющемся производственном потенциале, ведь у нас нет ограничений ни по сырью, ни по трудовым ресурсам.2
Для изменения сложившегося положения в российской промышленности вся финансово-кредитная система должна перестать носить колониальный характер, стать обслуживающей по отношению к экономике производства. Ведь опорой экономической системы страны должен быть промышленный капитал, а не финансовый. Руководство экономического блока Правительства и Центробанка должно осознать, что постиндустриализм3, монетаризм и либерализм – безнадежные государственно-управленческие заблуждения. Ведь денежную массу нужно увеличивать, а не сжимать, госрасходы на развитие производства и социальной сферы нужно увеличивать, а не уменьшать.
Для обеспечения роста промышленного производства и реализации политики импортозамещения необходимо пред принять ряд мер.
- В денежно-кредитной сфере:
- повысить уровень монетизации российской экономики (в том числе промышленности) с нынешних 40-42% до 100% от необходимого объема;
- снизить ставки ЦБРФ до уровня не выше средней нормы прибыли в инвестиционном комплексе экономики за вычетом 2-3% банковской маржи;
- расширить внутренний кредит (других источников роста просто не существует), увеличить кредитоемкость экономики (объема кредита к ВВП) (в Китае он примерно в 4 раза выше, чем у нас) с нынешних 40-50%, до не менее 80-100% (минимум, требуемый для обеспечения прорывного развития). Затем, для поддержания экономического роста в приоритетных направлениях эта кредитоемкость может расти до 120, 180%4;
- обеспечить долгосрочные банковские кредиты российским производственным предприятиям (до 7 лет) (то есть стандартной продолжительности научно-производственного цикла в отраслях обрабатывающей промышленности). Это поможет, в частности снизить уровень износа основных фондов, который по состоянию на 2022 г. составил около 78%, что почти в 2 раза превышает предельно критическое значение (40%)5, а также повысить загрузку производственных мощностей в обрабатывающей промышленности.
- Переход к политике форсированных инвестиций, с ежегодным их увеличением на 8-10% и доведение нормы инвестиций (нормы накопления) (её доли в ВВП) со сниженных 19% хотя бы до 25%. Современный опыт Китая показывает, что успешные прорывы в экономике сопровождаются увеличением нормы накопления до 35-45% ВВП). При этом, для увеличения объема инвестиций на 10% в год, нужно найти не так уж и много средств – 1,5 трлн руб. или около 23 млрд долл. (ожидаемый доход от повышения НДПИ – 1,4 трлн руб., а международные резервы ЦБРФ – около 356 млрд долл.)7.
- Введение минимального объема ежегодного бюджетного финансирования российских субъектов обрабатывающей промышленности и АПК в размере не менее 10% (на каждый сектор) от общей суммы расходов бюджета (или 2% ВВП).
- Введение для российских субъектов обрабатывающей промышленности и АПК инвестиционной льготы для налога на прибыль — это часть прибыли, которая будет направляться на обновление производства, закупку нового оборудования, она должна освобождаться от налогов.
- Сдерживание цен на сырье и внутренние энергоносители в начале технологической цепочки (особенно актуально после повышения НДПИ, что, по сути, является переносом налогового бремени с внешнего потребителя на внутреннего), в целях препятствования росту цен на обрабатывающую продукцию. В этих целях необходимо, в частности, реализация антимонопольных мер по ликвидации монополизма нефтяных, газовых, электроэнергетических и транспортных компаний, которые поддерживают высокие цены на свои услуги.
- Вовлечение в долгосрочное финансирование (инвестиционные инфраструктурные проекты) развития промышленности и сельского хозяйства длинных денег пенсионного фонда и международных резервов страны8.
- Остановка приватизации и установление моратория на банкротство промышленных и сельскохозяйственных предприятий (в каждом отдельном случае несостоятельности таких предприятий – принятие мер по реструктуризации или даже списанию их безнадежной задолженности).
- Установка моратория на повышение внутренних тарифов на электроэнергию, тепловую энергию, природный газ, железнодорожные перевозки, внутренних цен на ГСМ (в особенности для российских предприятий промышленности и сельского хозяйства).
- Ускоренная разработка и реализация соответствующих программ импортозамещения9.
По расчетам рабочей группы Госсовета России, объём импортозамещения10 должен быть не менее 100 миллиардов долларов США что по существующем курсу составляет около 6,9 трлн руб. (в течение 2 лет мы можем произвести дополнительно продукции в рамках импортозамещения на 3 трлн руб.). Но чтобы произвести даже 2-3 трлн руб. товарной массы, необходимы финансовые ресурсы (в том числе кредиты) не менее 1 трлн руб.11 Такая политика обеспечит, по мнению рабочей группы, дополнительные поступления во все уровни налогов порядка 500 млрд руб. и 7-8% роста годовых ВВП России.12
Однако в разработанную соответствующую программу необходимо внести следующие изменения, а именно:
- увеличить предельную стоимость инвестиционных проектов (в промышленности и АПК), которым предусмотрено отдавать приоритет при принятии решений о господдержке;
- исключить положение, согласно которому не менее 20% стоимости инвестпроекта должно быть предусмотрено за счет собственных средств инвестора;
- исключить возможность финансирования инвестпроекта со стороны компании-нерезидента;
- снизить нижнюю границу (критерий) инвестпроектов по импортозамещению (в части его направленности на создание производства продукции) – доли импорта которой на территории РФ с 80% до 50%;
- расширить круг отраслей, в которых в рамках проекта создается производство продукции до всей сферы обрабатывающей промышленности.
- Совершенствование Федерального закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 12.12.2023) «О промышленной политике в Российской Федерации». Очевидно, что данный закон должен носить не номинальный и исключительно рамочный (как это в существующем его варианте), а инструментальный характер.
В связи с этим необходимо:
- ввести статьи «Механизм реализации промышленной политики Российской Федерации», в которой следует прописать экономические меры господдержки, в том числе финансовой (государственные субсидии на техническое оснащение и перевооружение); налоговой (в частности, предусмотреть для российских субъектов промышленной деятельности пониженную ставку НДС (и «нулевой» для предприятий с полным производственным циклом), пониженные ставки по налогу на прибыль (включая обнуление его федеральной части и др.), дифференцированные в зависимости от российской доли в добавленной стоимости, освобождение от импортных таможенных пошлин при закупках нового зарубежного производственного оборудования и снятия НДС на его импорт (в случае, если оно не производится в России либо производится в недостаточном объеме), освобождение от налогов на землю и имущество; поддержку посредством размещения госзаказов на производство и поставки товаров для нужд государственных (федеральных и региональных) и муниципальных органов власти и др.) субъектов промышленной деятельности (и прежде всего в обрабатывающих отраслях); имущественной; таможенной;
- прописать в данном законопроекте статьи, содержащие меры поддержки всех важнейших комплексов отраслей промышленности (в частности машиностроения, пищевой промышленности и др.) (а не только ОПК, как это предусмотрено в существующем варианте);
- повысить объем предусмотренного данным ФЗ Фонда развития промышленности с нынешних 20 млрд руб. (что в сотни раз меньше чем реальные финансовые потребности российской промышленности и по сути является профанацией) до 1,5 трлн руб. (что соответствует примерно 10% расходной части федерального бюджета и объему минимально необходимого годового размера бюджетного финансирования промышленности), а также введение в данный ФЗ пункта о его льготном кредитовании системообразующими банками (под 1-2% годовых).
Представляется сомнительной предусмотренная в законе мера поддержки перспективных проектов (общей стоимостью от 150 млн до 2 млрд рублей) в виде компенсирования из госбюджета части затрат промышленных предприятий на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014-2016 гг. в размере 90% ставки рефинансирования ЦБ. Это существенно не снизит кредитную нагрузку на предприятия, учитывая тот факт, что процентные ставки по кредитам для промышленников в 2, а то и в 3 раза выше ставки ЦБ.13 Гораздо более целесообразно (в том числе с точки зрения ограждения бюджета от дополнительной обремененности, тем более в условиях снижения цен на нефть и в целом уменьшения бюджетных доходов) предусмотреть кредитование по льготным ставкам (не выше 4% годовых) российских предприятий обрабатывающей промышленности (в уровнем локализации производства не менее 50%) банками с государственным участием в капитале (в частности Сбербанком, ВТБ, ВЭБ, Газпромбанком и др.).
Вместе с тем следует расширить границы коридора стоимости проектов (сведя их только к инфраструктурным) в обе стороны (скажем, от 10 млн до 50 млрд руб.);
- ввести на неограниченный срок нулевой таможенной пошлины на импорт промышленного оборудования;
- предусмотреть дифференциацию мер господдержки субъектов промышленной деятельности в зависимости от процента локализации производства (доли стоимости российских материалов, комплектующих, деталей и узлов в общей стоимости комплектующих и продукции в целом) и др.
- Так как, согласно «майским Указам» Президента В.В. Путина, активизация импортозамещения должна осуществляться не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве, одним из основных отраслевых приоритетов в развитии импортозамещения, должно стать сельскохозяйственное машиностроение.
- Реализация следующих мер по активизации импортозамещения в области агропромышленной политики:
- введение льготного кредитования сельхозпредприятий со стопроцентным субсидированием процентной ставки;
- повышение объема финансирования Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2025 гг. с 568,2 млрд руб. до 6 трлн руб., (в настоящее время, по словам Председателя СФ В.И. Матвиенко, суммарная господдержка села в расчете на один гектар пашни в России в 6 раз меньше, чем в США, в 10 раз меньше – чем в Китае и в 14 раз меньше, чем в ЕС) 14;
- установление субсидий сельскому хозяйству на уровне стран ЕС (в ведущих странах ЕС государства платят своим фермерам дотации – иногда до 40% стоимости тех же помидоров);
- расширение практики выделения госсубсидий на развитие небольших фермерских хозяйств;
- замена субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам сельхозпроизводителям на проектное финансирование, в рамках которого кредиты будут предоставляться по фиксированным процентным ставкам и будет компенсироваться не менее 50% затрат на строительство объекта при вводе его в эксплуатацию; поднятие доли компенсации государством затрат крестьянам на условиях софинансирования с 20% до 50%;
- решение проблемы отсутствия у российских фермеров доступа к тендерам на госзакупки, а также к продовольственным рынкам и торговым сетям;
- установление пороговых значений по импорту овощей, фруктов и другой с/х продукции (к примеру, одних только яблок по импорту ввозится до 80%).
- Господдержка создания и развития народных предприятий. В них, в отличие от частного производства, прибыль идет на техническое перевооружение и технологическое совершенствование производства, на решение социальных вопросов коллектива (в том числе на стимулирование работников-акционеров) и дивиденды.15Народные предприятия успешно работают в России. В целом их число сегодня не превышает 40-50. И это недопустимо мало для современной России. Даже в условиях кризиса они показали более высокую устойчивость и жизнеспособность. За прошедшие 10-12 лет объемы производства увеличились в три – восемь раз. В разы выросли также производительность труда и зарплата. Производственно-финансовые показатели (объемы производства и реализации товарной продукции, среднемесячная зарплата, рентабельность) – на уровне или выше средних по отрасли. Поэтому, массовое повсеместное создание народных предприятий, кооперативов и других коллективных предприятий должно стать одной из важнейших составляющих государственной экономической политики (в частности, антикризисного плана Правительства РФ). Кроме того, необходимо включение мероприятий по созданию новых и развитию существующих народных и других коллективных предприятий в программы социально-экономического развития РФ («Стратегия-2020», «Стратегия2030» и др.). Вместе с тем, целесообразна разработка и последующая реализация (с обеспечением необходимого бюджетного финансирования) долгосрочной госпрограммы «Развитие народных предприятий и других коллективных форм хозяйствования в РФ».
- Пересмотр условий членства России в ВТО (прежде всего таможенно-тарифных обязательств). Тем более, что Правила GATT ВТО допускают возможность вести переговоры о пересмотре договоренностей по защите внутреннего рынка раз в три года и Россия зарезервировала себе право после указанной даты инициировать и вступить в переговоры по пересмотру своих тарифных обязательств в ВТО. В этой связи необходимы следующие изменения:
- повышение на широкий перечень товаров (около 1500 позиций) в России, импортные пошлины на которые ниже, чем согласованные при присоединении к ВТО до уровня связывания в рамках ВТО;
- повышение импортных пошлин (которые Россия обязалась снизить) (и прежде всего на подержанную продукцию машиностроения, а также на продукцию пищевой промышленности, одежду и обувь).
Одной из проблем реализации импортозамещения является необходимость у отечественных промышленных предприятий приобретения зарубежных современных технологий производства продукции. В качестве путей решения данной проблемы можно использовать следующие:
- прямое приобретение зарубежных технологий по лицензионным договорам;
- приобретение зарубежных компаний, в составе активов которых имеются требуемые технологии;
- проведение собственных инновационных разработок импортозамещающих технологий;
- организация зарубежных производств на территории РФ с последующей 100%-ной локализацией.
Большой интерес и важность для России представляет опыт Китая в импортозамещении. КНР избавился от чрезмерной зависимости от импорта станков и создал собственную станкостроительную промышленность на основе покупки лицензий на западные технологии и создания СП, а также приобретения ряда станкостроительных фирм.
В современном мире полная экономическая и технологическая независимость невозможна. Требуется разработать стратегию селективного импортозамещения, выделив только те отрасли и соответствующие виды ввозимой продукции, которые прямо влияют на уровень экономической безопасности России.
Так, одной из отраслей, где следует уделить значительное внимание при реализации импортозамещения (помимо пищевой промышленности, станкостроения и др.), является фармацевтика. Рост импортной зависимости от поставок лекарственных препаратов из-за рубежа создал реальные угрозы социально-экономической безопасности России. Вместе с тем, значительная часть производимой в России лекарственной продукции, поставляемой на российский рынок, производится на расположенных в России заводах, принадлежащих зарубежным ТНК. И только лишь 25% выпуска лекарственных препаратов приходится на компании, принадлежащие российскому капиталу.
Необходимыми мерами поддержки импортозамещения фармацевтических товаров являются:
- внесение предприятий, производящих лекарственные средства в список приоритетных с предоставлением им налоговых льгот и государственных гарантий;
- введение дифференцированной ставки таможенного тарифа на импортные лекарственные средства в зависимости от степени их морального устаревания;
- введение льготного налогообложения прибыли российских производителей, полученной от экспорта фармацевтической продукции;
- введение запрета на лечение импортными лекарственными средствами за счет средств федерального и региональных бюджетов, при условии существования аналогичного российского производства в достаточном количестве;
- создание фармацевтических предприятий с долевым участием иностранного капитала;
- сократить отечественным фарм-производителям процедуру регистрации лекарственных средств с 210 до 100 дней, а ускоренную регистрацию для дженериков (аналоги зарегистрированных лекарственных средств) – с 60 до 50 дней.
По прогнозным оценкам экспертов, за счет активизации процессов импортозамещения в ближайшие 5-7 лет возможно:
- обеспечить 10-15% роста промышленного производства;
- снизить к 2024 г. в наиболее критичных отраслях промышленности зависимость от импорта с 90% до 50-60%.
Результатом реализации стратегии импортозамещения должно стать повышение уровня обеспечения экономической безопасности России, защиты производственной и ресурсной базы от внешних угроз, конкурентоспособности отечественной промышленной продукции.
Литература:
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 15-02-00354 «Промышленная политика в условиях реиндустриализации и становления шестого технологического уклада».
2 http://www.business-gazeta.ru/article/142111/
3 Стоит отметить, что еще с 1940 до наших дней в мире занятость и выпуск в промышленности растут. Так что на самом деле в развитом мире никакого постиндустриализма нет, эта концепция специально навязана России.
4 http://www.kr-media.ru/news/aviatsiya-i-vlast/s-yu-glazeva-sovetnika-prezidenta-rf-po-voprosam-regionalnoy- ekonomicheskoy-integratsii/
5 По расчетам рабочей группы С. Ю. Глазьева (http://glazev.ru/).
6 Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» (http://www>. rg.ru/2012/05/09/gospolitika-dok.html).
7 По расчетам рабочей группы С. Ю. Глазьева (http://glazev.ru/).
8 http://www.pravda.ru/economics/rules/business/19-09-2014/1227197-gossovet-0/
9 По словам Председателя СФ ФС РФ В.И. Матвиенко, в ряде стратегических отраслей, например, в станкостроении, электронной, фармацевтической и медицинской промышленности, доля импортной продукции и оборудования достигает 80–90% (Официальный сайт СФ ФС РФ: http://council.gov.ru/activity/analytics/)
10 По прогнозным оценкам экспертов, за счет активизации процессов импортозамещения в ближайшие 5-7 лет возможно обеспечить 10-15% роста промышленного производства; снизить к 2020 г. в наиболее критичных отраслях промышленности зависимость от импорта с 90% до 50-60%.
11 http://bel.ru/news/business/2014/09/18/900411.html
12 http://www.pravda.ru/economics/rules/business/19-09-2014/1227197-gossovet-0/
13 В то время как в США они составляют 2,5-3%, а в ведущих странах еврозоны 3-4%. (Официальный сайт Минпромторга России: http://minpromtorg.gov.ru/).
14 Официальный сайт СФ ФС РФ: http://council.gov.ru/activity/analytics/
15 Модель «народных предприятий уже около 100 лет успешно работает во многих странах мира, включая США (где функционируют порядка 20 тысяч народных предприятий, на которых занято около 14 млн. чел., В 500 крупнейших корпорациях доля акций работников в среднем 27%), Китай, Финляндию, Швецию и т.д. В Китае, доля коллективного сектора в валовой производимой продукции превысила 40% (там более 40% производственных предприятий переданы в полное владение их коллективам).