ОБРАЗОВАНИЕ И БИЗНЕС: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
Надлежащее качество профессионального образования невозможно без учёта мнения реального производства, поэтому отличительной особенностью Липецкой области в функционировании и развитии системы среднего профессионального образования в настоящее время является участие работодателей в решении задач обеспечения квалифицированными специалистами своих организаций за счёт участия в сформированных шести производственно-образовательных кластерах в строительной, агропромышленной, металлургической, машиностроительной отраслях, сферах ЖКХ и железнодорожного транспорта.
Только для формирования и системной работы металлургического кластера было выделено с 2020 года более 300 млн рублей.
В данном направлении реализуются скоординированные действия, направленные на повышение конкурентоспособности и интеграции образования с организациями реального сектора экономики региона. Образовательная политика Липецкой области рассчитана на включение в процесс модернизации региональной системы профессионального образования организаций и учреждений всех типов и видов различных форм собственности, что позволяет организовать эффективное взаимодействие учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, региональных объединений работодателей, предприятий и организаций реального сектора экономики и органов власти в интересах реализации задач профессионального образования как ресурса социально-экономического развития региона. Одним из главных итогов кластерной политики, реализуемой в Липецкой области, можно считать востребованность выпускников образовательных организаций.
Так, металлургический кластер, эффективно работающий пятый год, демонстрирует устойчивую жизнеспособность. Анализ трудоустройства специалистов по специальности на предприятия группы НЛМК уже превышает 80%, что значительно выше как средне областных, так и среднероссийских показателей. Сегодня сформулированы новые требования к уровню выпускников профессионального звена образовательных учреждений. Инновационной экономике необходимы высококлассные специалисты. Нужно, чтобы выпускники профколледжей или техникумов приходили на производство и не тратили время на спецподготовку, а сразу же включались в рабочий процесс. Для этого необходимо внедрение в систему профессионального образования элементов дуального образования. Понимая и принимая преимущества дуализации образования, необходимо признать ряд объективных проблем, мешающих этому процессу не только в нашем регионе, но и в стране в целом. Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов, являясь основным регламентирующим документом реализации образовательных программ профессионального образования, не предусматривает то количество часов практико-ориентированного образования, которое необходимо, по мнению работодателей. Осознавая крайнюю необходимость решения этой проблемы, был найден выход, в виде введение в образовательный процесс дополнительных часов, которые будут потрачены на освоение программ профессионального обучения, которое и строится именно на практико-ориентированном процессе.
Объединение учебно-лабораторной базы учебных заведений и промышленных предприятий, интеллектуальных, кадровых и других ресурсов системы образования и реального сектора экономики позволяет студентам получить правильную траекторию обучения в профессиональных образовательных организациях, а предприятия, как следствие, получают и интеллектуально, и физически, и психологически подготовленного к реальному производству специалиста.
Своевременное решение изложенных проблем позволит профессиональному образованию области адекватно реагировать на потребности общества и развивающейся инновационной экономики, будет способствовать росту эффективности производства, развитию малого и среднего бизнеса, самозанятости населения и снижению безработицы.
Получение образования – процесс непрерывный. В современных условиях постоянного технического совершенствования во всех отраслях производства, чтобы остаться востребованным высококлассным специалистом, необходимо постоянно повышать свою квалификацию, изучать стремительные процессы модернизации и быть готовым к реалиям времени.
Не простая экономическая ситуация предопределяет необходимость профессионального обучения различных слоёв населения, в том числе пенсионеров и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком. И здесь основная роль отводится системе профессионального образования как гаранту получения новых, необходимых знаний и компетенций.
Только на базе профессиональных образовательных организаций региона в 2022 году по программам профессионального обучения было обучено более 8 тыс. человек. Общее количество слушателей, прошедших обучение в 2022году на базе областного института развития образования, составило более 7,5 тыс. человек. По итогам 2022 года проведён мониторинг внутрифирменной подготовки кадров внебюджетного сектора экономики. Обследованием было охвачено 110 крупных и средних предприятий реального сектора экономики с численностью работающих 61,7 тыс. человек Анализ мониторинга показал, что численность обученных составила 30,5 тыс. человек или 49,4% от численности работников обследованных предприятий. Затраты работодателей на эти цели составили более 140 млн руб. Только Новолипецкий металлургический комбинат ежегодно осуществляет обучение, переподготовку и повышение квалификации 78,4% (или 21,9 тыс.) работников от среднесписочной численности работников предприятия.
В системе образования вопросами профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации занимаются 27 профессиональных образовательных организаций по 117 профессиям. Наша цель, что бы у каждого жителя Липецкой области была возможность без излишних теоретических выкладок получить необходимую прикладную профессию, от печника до пользователя персонального компьютера и повысить свой профессиональный уровень. Необходимо создать условия, при которых любой человек сможет сам выстраивать траекторию своего развития и изменять качество жизни.
На территории Липецкой области созданы и функционируют 6 многофункциональных центров прикладных квалификаций в следующих отраслях экономики: металлургии и машиностроения, строительства, сельского хозяйства, биотехнологии и общественного питания, медицине, транспорта и дорожного хозяйства. За 2022 год МЦПК обучили по программам профессионального обучения 1452 человека.
К видам деятельности центров относятся: оказание услуг в области профессиональной ориентации и сопровождения профессионального самоопределения; учебно-методическая и образовательная деятельность.
Финансирование реализации образовательных программ осуществляется за счёт средств регионального бюджета, средств служб (центров) занятости населения, распределяемых на основе конкурсных процедур, а также на основе договоров об оказании платных образовательных услуг и заявок работодателей с последующим трудоустройством.
Система кадрового обеспечения создана за счёт штатных преподавателей и мастеров производственного обучения, а также с помощью привлечённых преподавателей, в том числе специалистов профильных организаций Эффективность работы сети профессиональных образовательных организаций системно анализируется органами управления образованием и союзами работодателей региона.
Вопросы контроля качества подготовки специалистов тесно связаны с темой независимой оценки уровня подготовки посредством состязаний студентов в профессиональном мастерстве.
По инициативе главы администрации Липецкой области с января 2016 года регион вступил в международное движение Ворлдскиллс. Было подписано соглашение о взаимодействии с Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров Ворлдскиллс Россия». На базе Липецкого металлургического колледжа создан Региональный координационный центр. Система подготовки рабочих кадров и специалистов области взяла ориентиры на новый качественный уровень, соответствующий мировым стандартам чемпионата рабочих профессий «Молодые профессионалы» в рамках движения «Ворлдскиллс Россия». На площадке регионального координационного центра «Ворлдскиллс Россия» был дан старт Отборочному этапу регионального чемпионата Липецкой области «Молодые профессионалы» по компетенциям «Ворлдскиллс Россия». Участие в отборочном этапе приняли 80 студентов из 19 образовательных организаций. Содействие в проведении мероприятия оказали 5 бизнес-партнёров. Событие широко освещалось во всех основных средствах массовой информации региона. По итогам отборочного этапа сборная команда Липецкой области приняла участие в Полуфинале Национального чемпионата «Молодые профессионалы» по стандартам «Ворлдскиллс» в г. Ярославле.
Липчане вернулись с победой, завоевав 2 место по компетенции «Мехатроника», 2 место по компетенции «Мобильная робототехника» Джуниорскиллс, 3 место по компетенции «Малярные и декоративные работы», 3 место по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», две специальные медали «За профессиональное мастерство» по компетенциям «Кондитерское дело» и «Технология моды». Кроме того, студент Липецкого индустриально-строительного колледжа по компетенции «Облицовка плиткой» включён в расширенный состав национальной сборной для подготовки к мировому чемпионату по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс».
Главной задачей этого движения является популяризация как рабочих профессий, так и технического творчества детей в различных сферах деятельности. Поэтому одним из требований Союза «Агентство по развитию профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия» к проведению подобных мероприятий значится максимальная доступность и массовое участие в них школьников различного возраста в качестве зрителей, что можно считать одной из целевых основ при проведении подобных мероприятий.
В регионе сохранена система олимпиад профессионального мастерства. В 2022году было проведено 14 Областных олимпиад по профессиям и специальностям среднего профессионального образования, в 2021 году по 8 специальностям СПО. Олимпиады по рабочим профессиям трансформировались в проведение региональных чемпионатов по 10 компетенциям Ворлдскиллс. В 2022 году 16 студентов профессиональных образовательных организаций Липецкой области приняли участие во
Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства. По итогам липчане заняли два первых места: по специальностям Обработка металлов давлением, Конструирование, моделирование и технология швейных изделий и одно второе по профессии «Повар, кондитер». В половине профессиональных образовательных организаций Липецкой области осуществляется подготовка по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям, требующих среднего профессионального образования.
В 11 колледжах, техникумах и профессиональных лицеях реализуются элементы дуальной модели обучения по 20 профессиям и специальностям СПО. В данном процессе задействовано более 500 наставников из 38 организаций и предприятий реального сектора экономики.
На территории Липецкой области с целью повышения престижа рабочих профессий, востребованных на рынке труда, проводится федеральный этап конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» в номинации «Лучший фрезеровщик».
В области создано и спешно осуществляется деятельность 10-ти центров сертификации профессиональных квалификаций по 7-ми отраслям экономики региона на базе 10-ти образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования.
Мероприятия, реализуемые сетью профессиональных образовательных организаций, широко освещаются как в региональных средствах массовой информации, так и в социальных сетях.
Система среднего профессионального образования Липецкой области всё теснее интегрируется с реальным производством, и это позволяет говорить о том, что мы готовы к решению любых задач модернизации, дальнейшего развития и совершенствования экономики региона.