БЕЗОПАСНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНО-МИЧЕСКИХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
Аннотация В статье изложены теоретические и методологические аспекты совершенствования системы нормирования труда как функции управления предприятием в современных условиях. Выявлены формы и методы государственного антикризисного регулирования нормированием труда. Обоснован механизм антикризисного управления нормированием труда. Особое внимание уделено такому актуальному вопросу как антикризисный процесс управления нормирования труда в современных условиях. Обоснованы направления концентрации усилий органов законодательной и исполнительной власти в области актуализации и реализации основных задач системы нормирования труда.
Ключевые слова: нормирование труда, функция управления, антикризисный процесс, антикризисное управление нормированием труда, антикризисное регулирование нормированием труда.
В сложных динамично меняющихся современных условиях существования и развития различных социально-экономических систем актуальность и необходимость повышения роли нормирования труда как эффективной функция контроля за экономическими и производственными процессами и управления бизнесом вызвана потребностью выявления и реализации резервов снижения затрат на организацию, производство и реализацию продукции (производства товаров, выполнения работ, оказания услуг), на базе тщательного изучения и планирования затрат труда.
Нормирование труда, играя важную роль в экономических процессах и социально-трудовых отношениях, дает возможность уменьшить численность персонала в требуемых границах без потери эффективности и качества работы, способно в разы увеличить производительность труда, что является основой для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов и экономики в целом.
Для успешного решения задач, связанных с развитием системы нормирования труда в России, требуются скоординировать усилия государства, общественных организаций и работодателей. Результатом может стать существенное снижение издержек на себестоимость и рост производительности труда.
В международной практике развитие механизмов нормирования труда реализуется на основе взаимодействия органов государственной власти с отраслевыми и общественными объединениями работодателей, организациями профсоюзов, научными и экспертными организациями.
Научное и технически обоснованное нормирование труда является важнейшим механизмом планирования, организации, стимулирования и контроля во всех отраслях хозяйственной деятельности.
Нормирование труда позволяет более эффективно управлять такими параметрами современного бизнеса, как:
- обоснованный расчёт цены изделия (продукции, работы, услуги);
- затраты времени на выполнение работ, оказание услуг; трудоёмкость процесса или изделия;
- численность и квалификация персонала;
- сроки возврата инвестиций;
- скорость оборачиваемости оборотных средств;
- оптимизация показателей логистического обслуживания предприятия;
- нормативное обоснование заработной платы персонала и т.д.
По мнению ряда экспертов, существующая в Российской Федерации система нормирования труда является в значительной степени устаревшей, утратившей свою актуальность и требует обновления.
Главная причина потери расчетного управления фондом оплаты труда – прекращение централизованного управления трудом и заработной платой во многих отраслях с одновременным исчезновением документальной базы по нормированию труда, его организации и регулированию оплаты.
Отечественные законодательные нормы требуют совершенствования, кардинальной проработки и обновления с участием всех заинтересованных данном вопросе сторон: государства, общественных организаций, представителей науки и бизнеса.
Наряду с тем, что Российское законодательство содержит нормы, не в полном объеме отвечающие требованиям изменившихся социально-экономических отношений, уже имеются научно-экспертные проработки данного вопроса, а также успешная современная практика совершенствования системы нормирования труда на отраслевом и корпоративном уровнях.
Одной из приоритетных целей большинства предприятий в динамично изменяющихся условиях стала оптимизация всех внутренних и внешних процессов, направленных на то, чтобы повысить (или как минимум – не снизить) свою эффективность и сохранить конкурентоспособность.
Как показывает передовой мировой и отечественный опыт, роль нормирования труда на современном производстве чрезвычайно велика. На нормах основываются расчеты стратегических, оперативных и тактических планов производства, производственной мощности предприятий и их потребности в информации, рабочей силе, сырье, материалах, оборудовании. С помощью норм могут быть выбраны наиболее рациональные варианты эргономического обеспечения технологических процессов, конструкция оборудования, оптимальная технологическая и организационная оснастка, определены направления и перспективы развития и повышения энергоемкости, рентабельности и конкурентоспособности.
Нормирование имеет исключительное значение, для улучшения организации труда. Только зная действительно оптимальные затраты рабочего времени на выполнение той или иной работы (операции, приема), можно наиболее точно рассчитать необходимое и достаточное количество рабочих, правильно организовать их труд, согласовать работу всех производственных звеньев, рационально использовать имеющиеся в распоряжении или привлекаемые факторы производства, оборотные средства и основные фонды.
С целью обеспечения и повышения конкурентоспособности отечественных предприятий необходимо постоянно вести работу по обеспечению роста производительности труда, как главного источника повышения эффективности производства, больше внимания уделять изучению и обоснованию расчетам трудоемкости производства продукции.
Научно обоснованные расчеты трудоемкости дают возможность выявлять, учитывать и анализировать динамику производительности труда, изыскивать резервы её повышения как по отраслям экономики и предприятиям в целом, так и по отдельным видам продукции, технологическим этапам ее производства.
В современных условиях возрастает роль системы нормирования труда, как элемента управления стабильностью развития предприятия любой организационно-правовой формы обеспечивающего решение двуединой задачи повышения эффектив- ности управления и контроля за экономическими и производственными и процессами.
Система нормирования труда сегодня представляет комплекс решений по организации и управлению, включающий:
- выбор научно обоснованных методов и способов установления меры (нормы) труда для работников различных категорий и групп (рабочих, служащих, специалистов) при выполнении ими тех или иных видов работ (производственных функции);
- определение порядка внедрения установленных норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту, производственной операции;
- организацию и проведение аттестации, замены и пересмотра норм трудовых затрат на базе оценки уровня их профессиональной сложности, напряженности, прогрессивности, адаптивности и других качественных показателей;
- совершенствование и практическое использование системы показателей (производительности и качества труда, численности персонала, эффективности использования персонала и рабочего времени, эффективности использования средств на оплату труда и выплат социального характера, затрат на поиск, адаптацию, подготовку, повышение квалификации или переподготовку), обеспечивающих наиболее эффективное управление нормированием труда;
- разработку и обоснование соответствующей документации (плановой, отчетной, статистической), необходимой при решении задач нормирования по предприятию в целом и его структурным подразделениям (департаментам, управлениям, службам, самостоятельным отделам).
Совершенствование и применение наиболее перспективных систем нормирования труда определяются отраслевой принадлежностью, масштабом и типом производства, текущими и перспективными задачами управления, целями хозяйственной деятельности предприятия, а также наличием и качеством нормативно-методического, информационного и кадрового обеспечения решения проблемы.
Анализ сложившейся в последние десятилетие отечественной практики управления и нормированием труда позволяет сделать неутешительный вывод о её кризисном положении, вызванном устареванием, а иногда и сознательным искажением отдельных элементов системы нормирования. Следует отметить, что в отечественной экономке на современном этапе экономического развития нарушена органичная взаимосвязь и тесное взаимодействие предпринимательских и государственных структур, занятых решениями вопросов нормирования труда.
На уровне государственного управления данные структуры в значительной степени свернули или переориентировали свою деятельность на решение вопросов, непосредственно не связанных с нормированием труда.
На предприятиях, ставших независимыми субъектами хозяйствования, деятельность в области нормирования труда чаще всего носит эпизодический характер и используется в лучшем случае для решения вопросов оплаты или экономической мотивации труда.
Продолжающие использоваться устаревшие методы и способы обоснования, установления норм туда, в целом сохраняя ориентацию на административно-плановую экономику, не отвечают современным рыночным условиям.
В этой связи с целью совершенствования системы нормирования труда разделив в антикризисном процессе понятие антикризисного управления и антикризисное регулирование необходимо отметить, что в области нормирования труда:
- антикризисное регулирование нормированием труда- представляет собой постоянно разрабатываемый и постоянно реализуемый субъектами вышестоящего уровня (Правительство Российской Федерации, Минтруда России, Минэкономразвития России, Минфин России, Минобрнауки России, Комитет Совета Федерации по социальной политике, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, общественные объединения работодателей, профсоюзы) по отношению к хозяйствующим субъектам (отраслям, социально значимым, градо- и системо- образующим предприятиям) комплекс мероприятий, направленный на недопущение их вхождения кризисную ситуацию или вывод из неё, в случае возникновения, с наименьшими негативными последствиями для всех работодателей и сотрудников(рабочих, служащих, специалистов), являющихся участниками кратко, средне или долгосрочных, прямых или косвенных экономических взаимоотношений;
- антикризисное управление нормированием труда - это система самостоятельно разрабатываемых и реализуемых руководством предприятий (организаций)комплекса мероприятий в области обеспечения трудового взаимодействия по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений, их причин и последствий.
Современная адаптированная к реальным условиям система управления нормированием труда призвана способствовать:
- созданию возможностей эффективного применения современной методологии нормирования труда всех категории работников; - использованию принципов оценки интенсивности труда и установлению на их основе норм равной напряженности;
- достижению максимального охвата нормированием всех трудовых процессов персонала и обеспечению высокого качества устанавливаемых и внедряемых норм трудовых затрат;
-минимизации сроков разработки и внедрения прогрессивных норм и нормативов по труду при обеспечении их высокого качества по основным показателям;
- своевременному обеспечению информацией о нормах труда заинтересованных служб подготовки производства и управления.
Совершенствование методов и способов нормирования в новых экономических реалиях должно осуществляться в результате активного применения автоматизации, использования математико-статистического аппарата, микроэлементного нормирования. Такой подход позволит значительно расширить сферу нормирования практически для всех без исключения категорий персонала, применять её для анализа любых производственных и трудовых процессов.
В ходе разработки и реализации мероприятий в области совершенствования системы нормирования труда необходимо настраивать и работодателей, и работников на более целесообразное использование рабочего времени, активно заниматься поиском и внедрением методов уменьшения нерациональных трудовых затрат, поиском новых систем организации и управления производством в целом.
Важнейшей задачей управления трудом на предприятии в современных условиях является определение необходимой и достаточной численности персонала и его обоснованная расстановка в производственном процессе.
Как показывает современный зарубежный и отечественны опыт, мероприятия по совершенствованию нормирования труда могут быть сгруппированы по следующим направлениям:
- оценка трудовых затрат по отраслевому уровню и выявление возможностей его достижения минимизации или снижения;
- оптимизация численности рабочих, не выполняющих нормы установленной выработки;
- обеспечение оптимальной и равномерной напряженности норм труда с учетом особенностей технологии производства и интенсивности производственного процесса;
- увеличение и максимальный охват нормированием труда всех работников;
- пересмотр норм при осуществлении организационно-технических мероприятий на рабочих местах.
В связи с этим необходима концентрация усилий Правительства Российской Федерации, Минтруда России, Минэкономразвития России, Минфин России, Минобрнауки России, Комитета Совета Федерации по социальной политике, Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов.
Необходимо обеспечить работу по следующим основным направлениям:
- сформировать экспертный совет при Правительстве Российской Федерации по содействию развития системы нормирования труда;
-провести корректировку Главы 22 Трудового Кодекса РФ «Нормирование труда», в том числе введением необходимых дополнений в части разработки понятийного аппарата нормирования труда;
- распространить на организации, вне зависимости от форм собственности и отраслевой принадлежности, обязательность принципов государственного контроля над использованием трудовых ресурсов с помощью системы нормирования;
- установить правила разработки, ведения, определения статуса и принципов использования нормативной базы по труду и др.;
- предусмотреть экономическое и юридическое обоснование поощрительных мер для предприятий (независимо от форм собственности), развивающих собственные программы нормирования труда, в соответствии с едиными государственными нормами и стандартами;
- разработать и реализовать меры поддержки отраслевой науки и образовательных программ в сфере нормирования труда.
Для успешной реализации основных задач системы нормирования труда в современных условиях рекомендуется осуществлять:
- оценку фактического состояния нормирования труда по основным показателям и деятельности службы по труду;
- выбор наиболее рациональных форм и систем управления нормированием труда в зависимости от масштаба и организационной структуры предприятия и других факторов;
- анализ охвата нормированием труда различных категорий работников и возможностей расширения сферы нормирования труда в целях определения степени загруженности каждого работника, его вклада в общий результат;
- анализ качества действующих норм затрат труда в целом по предприятию и на каждом рабочем месте с учетом степени их напряженности;
- изучение имеющихся методических рекомендаций и нормативно-информационных материалов, применяемых для измерения затрат рабочего времени и установления оптимальных затрат труда (по времени и численности);
- оценку эффективности использования компьютерных технологий для нормирования и проектирования трудовых процессов.
Результатом разработки и практической реализации совершенствования системы нормирования труда в комплексе с другими технологиями управления персоналом может быть существенное снижение издержек на себестоимость, рост производительности труда, повышение эффективности деятельности производственных подразделений, значительное улучшение таких показателей как удовлетворенность трудом, стабильность штата работников, рост качества и конкурентоспособности отечественных предприятий.
Список литературы
1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (действующая редакция, 2016)
3. Бойко В.Л. Основные положения антикризисного управления и регулирования деятельности коммерческой организации в условиях кризиса // Перспективы развития предпринимательства в России: сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры экономики и предпринимательства Института экономики, управления и права МГОУ / отв. ред. Л.И. Чистоходовой. – Текстовое (символьное) электронное издание. – М.: ИИУ МГОУ, 2017, С. 51-56
4. Евдокимов С.Ю., Анисимов Е.А. Общественный контроль в системе государственных закупок // Интернет журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, № 6 (2016)
5. Петрова А.А. Нормирование труда в кризисных условиях современности // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2