Доктор юридических наук, советник государственной службы Российской Федерации II класса
Аннотация. В статье формулируется проблема обеспечения объективности проведения экспертиз при предоставлении грантовой поддержки в виде средств федерального бюджета субъектам реализации промышленной политики в Российской Федерации. Анализируются локальные нормативные акты Фонда «Сколково» в части обеспечения отсутствия конфликта интересов у экспертов и членов грантового комитета и при проведении экспертиз грантов. Делается вывод о необходимости разработки процедур, обеспечивающих максимально возможную публичность подготовки и проведения экспертизы, подготовки и принятия решений грантовым комитетом.
Ключевые слова: промышленная политика; фонды реализации направлений промышленной политики; экспертиза; конфликт интересов в деятельности эксперта; публичность экспертной деятельности.
Цели и направления промышленной политики в Российской Федерации формируются на федеральном уровне на основе положений Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «Об основах промышленной политики в Российской Федерации» через утверждение концепций и стратегий развития промышленности в целом и отдельных отраслей промышленности правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, отраслевых министерств Российской Федерации. На их основе утверждены и действуют несколько программ развития промышленности, важнейшей из которых является Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентноспособности» со сроком исполнения 2012-2022 годы.
Программа включала в себя 19 подпрограмм развития отдельных отраслей промышленности. Федеральное финансирование программы было предусмотрено в размере более, чем 1 трлн. рублей. На финансирование второго этапа с 2016 года по 2022 год было предусмотрено выделение около 650 млрд. руб., что составляет в среднем более 125 млрд. руб. год.