Современные аспекты: в науке и образовании и пути их решения
Илларионов Юрий Николаевич доцент, к. тех. н.,
Институт экономики и управления в промышленности
С начала 90-х годов наука развивается в качественно новых экономических, социальных условиях, которые не соответствуют ее институциональной структуре, закономерностям развития.
Адаптация науки к новым условиям осуществляется при отсутствии четкой концепции формирования.
После открытия отечественного рынка соприкосновения России с мировым выявило низкую конкурентоспособность продукции прежде всего в гражданском секторе. Интенсивная импортная интервенция дополнительно стимулировала спад производства, ослабление инновационной активности в производственных отраслях, эмиграцию научно – технической интеллигенции и «утечку» интеллектуальной собственности из России.
Парадокс реформирования в России заключается в ориентации с одной стороны, на интеграцию в мировое сообщество с развитием рыночных отношений, а с другой стороны на фактический отказ от использования накопленного научно-технического потенциала страны.
При этом важным фактором активности является фактор общественного климата, который характеризует отношение к науке, развитию технологий, созданию и внедрению инноваций и его готовность осуществлять соответствующие инвестиции на эти цели.
В настоящее время Россия обладает важнейшим условием – для перехода к инновационной экономике и он реален – это наличием национальных экономико – географических, конкурентных преимуществ и научно – техническим заделом, энергетические и другие природные ресурсы, полученные от базовых отраслей, уникальное транспортно – географическое положение регионов создают стратегические преимущества для формирования многосторонних внешнеэкономических связей [2].
В России существуют научные заделы для перехода к новому технологическому укладу. В частности задел в области информационно-коммуникационных технологий на базе полупроводниковых и голографических теориях, обеспечивающие переход к нанотехнологиям и производству в ближайшие 10 – 15 лет ряда новых материалов и потребительских товаров, а также созданию искусственного интеллекта, который позволит интегрировать виртуальную реальность и создать абсолютную иерархию управления всеми социально-экономическими процессами [1].
Аспекты формирования инновационного пространства в России.
Национальные инновационные системы формируются под влиянием, как объективно, так и субъективно заданных фактов.
К объективно заданным относятся:
- наличие природных ресурсов;
- географическое положение;
- климат.
К субъективным факторам относятся:
- существующие национальные элементы;
- институциональные элементы.
Данные факторы в совокупности определяют направление и скорость эволюционного развития.
Развитие инновационного пространства определяется, прежде всего, внутренними возможностями т.е. его собственными средствами на основе гармоничного взаимодействия с другими объектами, интеллектуальная составляющая предпосылок развития инновационного пространства предусматривает единство образования, науки, культуры, и организации труда.
Формирование инновационного пространства России в настоящее время предполагает комплекс мер:
во – первых, в области реализации стратегических направлений инновационного прорыва;
во – вторых, в области формирования эффективной инновационной структуры;
в – третьих, в области создания новой национальной модели управления инновационным развитием;
в – четвертых, меры в области формирования инновационного мышления и культуры всех специалистов.
Должна быть разработана система непрерывной подготовки специалистов, которая бы реализовалась на весь период активной деятельности.
Эта система должна способствовать обновлению знаний в течение всего образовательного цикла, включая вузы, систему переподготовки кадров и повышения квалификации.
Стоит задача подготовки студентов к исследовательскому труду на основе научной работы. В интересах общества отбирать для научной деятельности способы к более высокой интеллектуальной продуктивности.
Надо иметь ввиду, что если способность к мышлению, к освоению, применимо научных истин, есть общечеловеческое свойство, то способность к «добыванию» этих истин, интегрированию новых идей не распределяется равномерно.
В связи с этим необходимо использовать эффективные методы диагностирования творческих способностей и прогнозирования их развития с выявлением двух аспектов в структуре личности, способной работать в науке:
- интеллектуального;
- мотивационного.
В перспективе должно возрасти значение для инновационного пространства институтов развития. Эти институты играют особую роль:
- в формировании инфраструктуры инновационной деятельности;
- в создании кластеров, систем горизонтальных связей в экономике, включая межфирменные сети, промышленные районы, особые экономические зоны.
Кластер является открытой системой, базирующейся на экономическом взаимодействии научных, образовательных и производственных организаций. А перспектива развития инновационного пространства тесно связана с дальнейшим развитием кластеров, сетевых структур и технологических платформ.
Развитие инновационного пространства – это основа инновационной экономики, которая характеризует способность ее не только адекватно реагировать на изменение на рынке путем создания, новой или усовершенствованной продукции, реструктуризации производств, но и обеспечивать научно – технические предпосылки для технологических прорывов в целях социально – экономического прогресса России.