Импортозамещение – это тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на обеспечение безопасности государства посредством защиты внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. Основной характеристикой политики импортозамещения является новая индустриализация (реиндустриализация) экономики с использованием дифференцированного ограничения импорта. Проведение политики импортозамещения предполагает создание искусственных стимулов (внешнеторговых, валютных, технических, административных и т.д.) для развития отдельных отраслей отечественной промышленности с целью повышения их конкурентоспособности на внутреннем рынке.
Приоритетными задачами импортозамещения являются:
- создание преференций для отечественной промышленной продукции в рамках госзакупок;
- стимулирование экспорта готовой промышленной продукции в противовес экспорту сырья;
- применение различных регулирующих мер с целью на правления денежных потоков на инвестирование импортозамещающих структурных сдвигов в промышленности.
Реализация политики импортозамещения имеет крайне важное стратегическое значение. Импортозамещение – это локальная задача в рамках реализации стратегии реиндустриализации (новой индустриализации) России.
Необходимыми инструментальными задачами (элементами) импортозамещения являются:
- создание широкой сети индустриальных (промышленных) парков и кластеров, поддерживаемых государством в виде преференций и налоговых льгот;
- распространение таких институтов как центры трансфера технологий, инновационно-технологические, инжиниринговые компании, информационно-аналитические центры и центры коллективного пользования оборудованием и т.п.
Реализацию стратегии импортозамещения надо начинать с развития производства. Именно рост промышленного и сельскохозяйственного производства, а не инфляцию, нужно таргетировать. Но он невозможен при нынешней денежно-кредитной политике Центробанка, из-за которой деньги уходят из реального сектора и перетекают в сферу финансовых спекуляций (а у нас и так уровень монетизации промышленности составляет примерно 2%). Ни в одной развитой стране мира нет подобной свободы для валютных спекулянтов. При этом, контроль курса национальной валюты является конституционной обязанностью Центробанка.
Аннотация. В данной статье автором, на основе проведенного ранее анализа результатов проведенных опросов целого ряда российских экспортеров приводится описание существующих у отечественных экспортоориентированных предприятий барьеров в разрезе этапов жизненного цикла экспортного проекта предприятия. Кроме того, в данной статье автор приводит пробле...